
Зачем замерять усилители
Перед тем, как начинать читать эту статью и не соглашаться с ней, хочу написать, что я приглашаю любого, кто не согласен с написанной в ней информацией на слепой тест. Это либо у меня дома, в Минске - АС WTM813, большой набор разных самоделок и пара заводских усилков. Приносите любой источник, любую акустику, любое пиво с собой и будем делать слепой тест. Напишите в коментах или в емейл. Все необходимое для слепого теста есть. Кстати, статью про то, как делать правильный слепой тест, я напишу чуть позднее.
Как показал мой слепой тест во второй статье про Мауро/Видальго, человеческий персонально мой слух очень нечувствителен. Очень правильная мысль, что “люди слышат то, что видят”.
Дорогой вид усилителя и колонок дает им подсознательное сомнение “ну раз это стоит такие бабки и кто-то же купил, значит не просто так?!”. “Как на меня посмотрят, если я не услышу разницы - будет неудобно”. Особенно если рядом напирает самоуверенный эксперт из мира музыки, который вчера продавал шины, а сегодня впуливает аудио-аппаратуру.

А вы знали, что легендарная очень малошумящая микросхема усиления звука LM3886 была выпущена аж в 1999 году! TDA7294 - в 1996 году. (ок, удешевленная и слегка подтянутая ее версия TDA7293 - в 2003). И с тех пор не появилось каких-либо апгрейдов, переделок или новых чипов в массовом сегменте. Т.е. айфоны каждый год все выше и выше, а тут кризис жанра?
На мой взгляд причина “застоя” очевидна. В бытовом сегменте (комната 5 на 5 метров) мощность больше 50-60 Ватт на канал просто не нужна (если вы не хотите, чтобы окна от вибраций лопались, вы глохли, а соседи вызывали ОМОН). А что, если та же LM3886 тупо превзошла слуховой порог человека и еще более чистый звук просто физиологически не услышать. Зачем же делать лучше? Производители микрочипов не будут жалеть деньги на новые разработки, если это даст рост качества и конкурентное преимущество.
Это косвенно подтверждается (о чем я уже писал) тем, что отсутствуют какие-либо слепые (не сравнительные, а именно слепые) тесты усилителей в открытых источниках. Это была бы бомба - смотрите, наш усилок превзошел ВСЕХ в слепых тестах. Маркетологи точно не упустили бы этот шанс!
Моя гипотеза, которую я опровергну или буду подтверждать опытным путем состоит в том, что все (кроме очевидного трэша) усилители звучат одинаково хорошо или по крайней мере достаточно близко по качеству, чтобы мы не услышали разницу в бытовом прослушивании.
Колонки - да, там все сложнее, могут звучать по-разному. Но это тоже тема отдельного исследования и слепого тестирования. И тоже далеко не факт, что цена имеет что-то общее с качеством.
Аудио-системы стали признаком социального отличия. “У него такая дорогая система - он явно разбирается”. Есть толстосумы, которым важно социально выделиться. Им надо, чтобы все вокруг знали, что у них все “самое крутое” в квартире. Им простой усилочек за 100 уе не подойдет. За 1000 уже лучше, но еще лучше за 10000, тогда точно все ахнут.
И это их право. Это часть их социального позиционирования. Илон Маск врядли стал бы понтоваться перед своими гостями усилком на TDA2050 по схеме Lincor’а. (А что, там по 10.000 мкФ в плече!)
Этим и пользуются аудиофирмы. Чем клиенту объяснить эту высоченную стоимость, если элементная база одна и та же и не менялась с 1999 года? Для начала нужно придумать красивую историю, как эта техника создавалась, и дать какую-то красивую легенду про бренд, которую хозяин сможет рассказывать гостям, что это не просто техника с большим ценником, а очень особенная дорогая техника.
Но этого мало. А давайте сделаем кабеля толщиной с ногу слона и придумаем особые кабели питания за 500 уе.? Покупатели же все равно не разбираются и вчитываться в спецификации не будут. Они спросят продавца. Ведь клиенту важно, что “мне это посоветовали” и это “дороже, чем у других”. Поэтому к дорогой хай-энд технике почти никогда не дается техническая информация с замерами - просто верьте нам: дорого - значит лучше всех.

Но что меня удручает больше всего, что даже самосборные (пусть и очень хорошо спроектированные) усилители почти никто не замеряет! Форумы заполнены словесными описаниями “маститых” усилителей без какой-либо конкретики и почти без графиков. Не передать словами, сколько человеко-лет потрачено на споры о звучании усилителей! Одни советуют другим схему для сборки словами “плотная середина”, “прозрачные верха”.
Насколько прозрачны были те верха?! С чем вы сравниваете этот усилитель? Какую меру измерения вы выбрали?
В таком формате так легко стать экспертом - мне вот показалось, что стало исполнение прозрачным с этим конденсатором в самосборе - все, это уже аксиома. Люди ужасно внушаемы. Тем более, что друг Леха подтвердил, когда пивко пили вместе.
Аудио-тематика - это единственная область человеческого знания, где мифы рождаются чудовищными темпами и никто не хочет их разрушить.
От гомеопатии реально могут умереть люди, если не лечиться по науке. Если втирать в кожу ртуть (что, кстати, советовали в книгах о женской красоте 50-х годов), то женщина, может, и получит кратковременный отблеск на коже, но вскоре это плохо кончится.
А от заблуждений в аудио-теме никто не умрет. Если кто-то будет верить, что любой товар с маститым логотипом - верх совершенства - это будет лично его проблемой или радостью.
Мне все-таки не хочется слепо принимать на веру чужие уверения. Поэтому, чтобы быть объективным, надо хорошенько разобраться в теме, а потом чувства и эмоции от прослушивания музыки превратить в цифры.
А иначе нам продолжат безвозбранно дурить голову маститые производители. Посмотрите видео Великого Сталкера, где его зритель своими руками вскрыл обман производителя и узнал, что техника подороже звучит хуже, чем техника подешевле?
Я не утверждаю, что нет качественной техники среди дорогой. Но стОит ли платить за так называемый хай-энд такие деньги (если вам слушать, а не показывать другим)? Действительно ли хай-энд техника обладает приписываемыми ей почти магическими качествами? СтОит ли доверять производителям, если там столько вскрывшегося обмана? Есть ли разница в качестве звучания по сравнению с менее дорогой? Услышит ли человек в слепом тесте разницу между очень дешевой и очень дорогой техникой? Можно ли из дешевых компонентов сделать технику, которая заткнет за пояс весь хай-энд?
Я буду стараться в меру занятости и возможностей искать и (или) собирать разные усилители, замерять их и делать выводы. Я уверен, что разницу в звуке может показать только конкретный замер. Остальное - пустая болтовня.